вторник, 27 октября 2015 г.

Консультации родителям

    Любите ли Вы сказки? Конечно, ответите Вы. А знаете, что сказками можно лечить душу? Такие сказки называются коррекционные и терапевтическими. Сказка представляет собой особый род реальности, который воссоздается автором, рассказчиком, читателем и слушателем и способен в этот момент конструировать жизненные смыслы на витальном, эмоциональном, ментальном и ценностном уровне. Действительно, сказка предоставляет все возможности для приобретения опыта познания, переживания и преобразования окружающей реальности. И ребенок и взрослый способны благодаря сказке не только менять эту реальность, но и самих себя. Поэтому сказка может быть как индикатором, так и катализатором личностного роста и творческих возможностей.

    Предлагаю Вам сказки под проблемы: "Сказка о  том, как лопнуло мамино терпение", "История про Федю, который ругался плохими словами", сказка Н. Абрамцева "Тише, пожалуйста", "История про драчуна Вову и раненую собаку".


             История про мальчика Федю, который ругался плохими словами.
  Жил – был мальчик Федя. Ему было 5 лет. Жил он в деревне с мамой и папой в большом, красивом доме  на берегу реки.
   Однажды он попросился выйти погулять с мальчиками старше его. Мама была занята и разрешила погулять без нее. И мальчики научили говорить, как большие мальчики!
   Он вернулся в деревню и … стал везде говорить плохие слова, потому что думал, что это здорово! Но все обиделись на него и перестали с ним дружить.
 -  Но ведь дядя Вася, сосед, тоже часто говорит эти слова….странно, - сказал мальчик, - а его все в деревне очень любят и уважают. И папа на работе с дядями тоже говорил…  Так почему же все обиделись на меня? – не мог он понять.
  Но взрослые ему сказали:
- Им – можно! А тебе – нельзя! Ты маленький!
     И Федя стал говорить эти слова только в присутствии друзей, потому чтоо они весело смеялись, а не читали морали.
    Но однажды к нему подошла старшая сестра и начала рассказывать о русском языке, о том, что и без ругательных слов можно прекрасно общаться, о том, какие есть слова  в русском языке и как эти слова радуют тех, кто слышит, и украшают тех, кто произносит!
    Тогда Федя решил попробовать: какие слова сильнее – плохие или хорошие? Подошел к девочке, которая ему очень – очень нравилась (она была уже большая и ходила в первый класс!), и сказал … плохое слово. Девочка так обиделась, что чуть не заплакала. Тогда он попросил:
- Будь добра, расскажи мне о хороших и плохих словах.
- Я не хочу с тобой разговаривать, - сказала обиженная девочка.
   Вдруг Федя понял, что сделал что-то очень нехорошее, и ему стало стыдно. Тогда он сказал девочке:
- Прости меня, пожалуйста! Я хочу с тобой дружить!
 Дружба их стала очень крепкой, они никогда не ссорились, и мальчик понял, что, если говоришь плохие слова, можно обидеть любимого человека…



Цель: сохранение душевного равновесия в отношениях  с детьми, формирование ценности ненасилия и навыкам саморегуляции, снижение личностной тревожности.
Сказка Н. Абрамцева
«Тише, пожалуйста»
    Где-то в лесу жила – была речка. Чистая-чистая, прозрачная – прозрачная. Весь свой лес поила холодной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало.  Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Веселая, добрая речка. Так было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидала, то ли еще что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела вода.
    Заметило это солнце. Решило развеселить речку. Пощекотало ее своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно.  «Что за глупые шутки?» - подумала она обиженно. А тут еще неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить. Запутался в речной траве у упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя. Да. Расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, разозлилась, фыркнула и вышла из себя. Из берегов своих… Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше – до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны дальше, дальше, дальше растекается речка… И понимает, что не то делает, а вернуться не может. И коряга не хотела царапаться, и солнечный луч нечаянно уколол, и лосенок, конечно же, не нарочно упал в воду. Все понимает бывшая речка, а теперь бесформенная мелкая лужа. Все понимает, а вернуться не может…Сорвалась…Вышла из себя. И вперед бежать не может, сил больше нет…
   Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в  стоячей воде. Никто не пьет из бывшей речки, никто не смотрится. Мутной, грязной, вязкой трясиной стала чистая, светлая речная вода…
  Болото…Неверные кочки…Ползучие стебли…Страшные черные оконца…Болото…А была речка. Была…Добрая, веселая лесная речка.
  Только вот из себя вышла… Выйти каждый может. Всегда может. Выйти легко…Очень…Слишком даже…
Не надо кричать…И дверью хлопать не стоит…Спокойно…Зачем быть посуду?! Тише, пожалуйста….Тише….
  

История про драчуна Вову и раненую собаку.
    Во дворе большого дома играли дети. Они бегали, прыгали. В песочнице возились малыши – делали куличики. Но однажды в песочницу залез большой мальчик Вова и стал все рушить.
   Малыши плакали, а он смеялся над ними.
   После этого все дети во дворе перестали с ним дружить. Как только он выходил во двор, все разбегались. И ему даже было не с кем поговорить, не то что подраться.
   Однажды он вышел во двор, когда там уже никого не было. И тут он увидел раненую собаку – дворняжку. Он хотел накричать на нее, чтобы не путалась под ногами, но печальный собачий взгляд так глубоко проник в его сердце, что оно дрогнуло.
   Вова подошел к ней поближе и спросил:
  - Ты что, потерялась? Ты кушать хочешь?
  Собака отодвинулась от него.
- Ты, наверное, замерзла? Хочешь, я впущу тебя в подъезд? – снова подошел он. Собака насторожилась и недоверчиво посмотрела на его поднимающуюся руку. – Дурашка, я тебе дверь открываю! – сказал мальчик.
  В подъезде его отругала консьержка:
- Затем ты беспризорных грязных собак сюда водишь?
- Это моя собака! – сказал мальчик и понял, что теперь он за нее в ответе.
    Вова стал заботиться о раненой собаке и выходил ее.
    Когда они выходили во двор, ребята уже не разбегались, как раньше, а собирались вокруг. Они полюбили собаку и им нравилось, что она умеет забавно попрошайничать, стоять на задних лапах и давать лапу, как настоящий артист.
    Так Вова помирился с остальными ребятами во дворе. Он перестал драться и безобразничать, потому что ему это стало неинтересно. Вова даже придумал игру, в которую стали играть все мальчишки и девчонки из его двора. Она называлась «Пограничники».
   Так Вова научился думать и заботиться о других.

Сказка о том, как лопнуло мамино терпение.
   В это утро маленькая мама разозлилась на своих двойняшек: словно сговорившись, они капризничали и все делали, как в полусне.
  «Как сонные тетери!» - не раз думала она, глядя на них. Но чем больше она их подгоняла и торопила, тем медленнее они одевались и умывались. Тут мамино терпение лопнуло.
  Ба – бах! – лопнуло мамино терпение. И маленькая мама почувствовала, как в ней закипает злость.
- Все! Мое терпение лопнуло! – сказала она малышам.
Злость закипела и начала убегать, как подгоревшее молоко из ковшика.
«Ну вот, еще и молоко убежало! – расстроилась мама. – Ну ладно. Сварю ребятам кашу на воде!»
- Мы не будем есть кашу! – словно прочитали ее мысли малыши.
- Ах так! – сказала мама и уже подняла руку, чтобы дать им подзатыльники. «Так им и надо! Ты правильно все делаешь! Стукни их посильнее, чтобы они все поняли! Несносные дети!» - услышала она голос рядом с собой и остановилась, испугавшись.
  Двойняшки в испуге присели, а потом быстро спрятались под стол.
Мама взяла себя в руки и перекрестилась.
Злость вдруг пропала.
Малыши заметили это и радостно выпорхнули из-под стола, повисли у нее, стали целовать в щеки и лоб.
- Ну разве я могу на вас сердиться? – сказала она им. – Я же вас люблю! Вот позавтракаем и пойдем кататься на каруселях!
 Малыши весело загалдели и уселись за стол. Но не успели они поморщиться от вида каши, как мама сказала:
- На донышке сюрприз! Кто быстрее его найдет?
Каша быстро исчезла  с тарелок.
- Ну как, нашли мой сюрприз? – поинтересовалась мама. – Что там было?
(Конечно, там были кусочки мармелада – разве она не знала?)
-Да! Это было твое терпение! – вдруг заявил один из малышей.
- Кусочки от него! – пояснил второй.
- Наверное, когда оно лопнуло, как воздушный шарик, они в стороны разлетелись!
-А мы их нашли! – закончили двойняшки.
-Ну, значит, у вас теперь терпения много. Помогите мне со стола все убрать и одевайтесь на прогулку! – объявила им маленькая мама и поняла, то она стала мудрее.


Добрый вечер, уважаемые родители!!! Если Ваш ребенок очень боится зубного врача, устраивает истерики в зубоврачебном кабинете, можно попробовать откорректировать поведение Вашего ребенка с помощью специальной сказки. Она Называется.....



История про Филиппа и зубного врача
   Жил – был мальчик по имени Филипп, который очень не любил чистить зубы. Поэтому мама его всегда пугала:
    - Не будешь чистить зубы – они заболят. Придется идти к врачу. Он скажет, что у тебя кариес и станет больно – пребольно сверлить их специальной бормашиной! Потом положит лекарство, чтобы зуб больше не болел, а может, и вырвет его!
    Не знала мама, как сильно боялся этого Филипп (он просто об этом не говорил), поэтому напоминала об этом каждый день (даже если Филипп чистил зубы, но не очень аккуратно). Пока зуб не заболел на самом деле.
   Вот тогда мальчик вспомнил про все мамины страшилки и отказался идти к зубному врачу. Он казался Филипп страшным Карабасом – Барабасом, который радуется тому, что мучает детей.
   А зуб болел все сильнее. И хотя Филипп давал ему команду, как своим солдатикам: «Не боли!», - зуб не слушался и болел все сильнее.
   Глядя на страдания внука, бабушка предложила укутать щеку со стороны, где болел зуб, теплым пуховым платком, посадила Филиппа себе на колени и стала укачивать его, как маленького. Зуб решил, что он и вправду маленький, и стал слушать, как бабушка его уговаривает:
   - Ну что ты разболелся, миленький? Не надо болеть. Уходи, боль, с зубика Филиппка! Уходи, боль!
   Зуб в ответ ныл (правда, все меньше и меньше), и бабушка снова его уговаривала.
    Филипп слушал – слушал, да и заснул. И приснилось ему, как он сражается с великаном – болью, как они бьются на острых кинжалах, как Филипп почти побеждает, защищая малыша – зубика. Но тут Филипп проснулся.
    Его тормошила мама:
    - Пора собираться к врачу! Я уже ему позвонила! Одевайся скорее!
    Зуб сразу снова заболел, а Филипп похолодел от страха…
    В кабинете зубного врача ему стало совсем страшно и он раскричался и расплакался одновременно. Но тут дядя – врач улыбнулся и сказал:
     - Ты так громко кричишь, даже великана можешь оглушить своим криком!
    Филипп сразу перестал плакать.
      - Великана криком нельзя победить! Его только мечом можно, волшебным! – сказал он. Нет. Еще он боится одной пчелы. Вот такой, - врач включил бормашину.   
    – Она жужжит так, что великану становится страшно и он убегает, прямо в окно выпрыгивает.
   Филипп раскрыл рот от удивления. В это время врач сделал ему обезболивающий укол. Затем снова зажужжала «пчела».
   - Ну, на кого тут нападает этот противный великан? На этот бедный зубик? – и врач впустил «пчелку» в рот малыша. – Не бойся. Пчела добрая: она малышей не кусает!
    Филипп ждал – ждал и прозевал, когда это случилось. Наверное, великан от страха стал малюсеньким – премалюсеньким, как комарик.
   - Вот и все, - сказал врач. – Ты герой! Помог мне победить великана! Получай приз.
    И врач дал Филиппу настоящую шоколадную медаль!
    Так Филипп перестал бояться стоматолога, а мама поняла, что нельзя пугать ребенка зубным врачом.
  


2 комментария:

  1. Как общаться с пассивным ребенком?

    ОтветитьУдалить
  2. Как общаться с пассивным ребенком.
    1. Если ребенок пассивен, разрешайте ему попробовать. Предлагайте различные возможности или открывайте их вместе с ним, но не навязывайте их, не принуждайте его заниматься тем, чего он действительно не хочет.
    2. Помогите или позвольте ребенку самому определить занятие (дело), которое у него получается. Возможно, для этого потребуется время – будьте терпеливы. Помните, что ребенку необходим позитивный опыт деятельности и действия для того, чтобы он самостоятельно реализовывал свое желание активизироваться.
    3. Озвучивайте, что именно получается у ребенка: мастером чего он является, что хорошо умеет или делает лучше всех и т.д. Именно через слова формируется внутреннее знание человека о себе.
    4. Прислушивайтесь (присматривайтесь) к желаниям и интересам ребенка и вдохновляйте на действие, когда он опасается неудач. Если что-то у него начинает получаться, не торопитесь указывать на ошибки или недостатки – лучше похвалите.
    5. Позвольте ребенку ошибаться и учиться на своих ошибках. Тогда это станет его личным опытом преодоления трудностей и доверия к себе. Верьте в него – это станет ему хорошей поддержкой в сложные времена.
    6. Уважайте жизненный темп ребенка и его предпочтения в переходах между активностью и пассивностью, особенно когда они отличаются от ваших. Помните, что в этом случае вы являетесь примером для расширения его поведенческого репертуара. И чем больше получает различных примеров ребенок, тем лучше.

    ОтветитьУдалить